Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Взгляд на проблему » Маленький «Мыслитель» и дорога.
Маленький «Мыслитель» и дорога.

Психика детей и подростков имеет ряд особенностей, проявление которых в той или иной дорожной ситуации может стать причиной ДТП. Что необходимо знать родителям, педагогам, водителям, чтобы уберечь ребят от беды – проблема глазами психолога. 


К сожалению, все чаще мы узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. За увеличивающимися цифрами жизни детей, искалеченные судьбы.

А чаще всего виноваты в трагедиях мы - взрослые.

 

В этой беседе хочется обратить внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков.

Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:

 

1. Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);

2. Ребенку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребенку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому - четверть секунды;

3. Восприятие ребенком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;

4. Дети с искажением воспринимают звуки на дороге;

5. У них искажено восприятие размеров транспортных средств и т.д.

 

Я как психолог хочу поделиться с родителями своими размышлениями.

Все мы знаем, что люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука у его ребенка более деятельная. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», то есть логистами. А «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария мозга, - «художники», у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети-«левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей Правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от движущегося транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь. У ребенка должно быть реальное чувство опасности, которое может предотвратить трагедию на дороге. Психологической службой нашей гимназии в рамках профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма был проведен ряд исследований, которые выявили очень серьезную проблему. Речь идет о детях, которые перемещаются по городу с родителями в личном автотранспорте.

Во-первых, эти дети чаще всего не знают Правил дорожного движения и у них отсутствует навык правильного поведения на улицах и дорогах. Я бы назвала эту проблему дорожным инфантилизмом, так как поведение, реакции на дорогах у таких детей даже 10-12-летнего возраста больше похожи на поведение малышей. На улице, если ребенок испугается приближающейся опасности, он скорее всего поступит неадекватно - постарается убежать или останется стоять на месте, не обращая внимания на ситуацию.

Во-вторых, у этих детей искаженное восприятие пространства. Они чувствуют себя в роли водителя транспортного средства, и поэтому Правила дорожного движения для пешеходов ими воспроизводятся как правила для водителя.

Это только часть моих размышлений и наблюдений. Но и они недвусмысленно призывают взрослых к обдуманному, ответственному решению проблем предотвращения детского дорожно-транспортного травматизма. Научить ребенка правильному поведению на дороге часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один сантиметр отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.


В. Арутюнян, психолог высшей категории, зам. директора по воспитательной работе МОУ

< Пред.   След. >
Сегодня 06 декабря 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07