Конкурс юных водителей и пешеходов МТА
Российские юидовцы выходят на международную арену: в сентябре четверо школьников из Татарстана, лауреаты республиканских конкурсов ЮИД стали участниками 19-го Европейского образовательного конкурса Международного Туристического Альянса по соблюдению Правил дорожного движения, проходившего в Чехии. Опыт европейских конкурсов представляет несомненный интерес для организаторов конкурса «Безопасное колесо»: в частности, в конкурсе МТА нет традиционного для российских соревнований личного зачета, а допускаются к состязаниям только новые участники
Начало нового учебного года четверо школьников из Татарстана провели в столице Чехии. С 10 по 13 сентября в качестве полномочных представителей России они участвовали в 19-м Европейском образовательном конкурсе Международного Туристического Альянса (МТА) по соблюдению Правил дорожного движения.
Инициатива проведения этого ежегодного международного форума юных участников дорожного движения - пешеходов и велосипедистов в возрасте от 10 до 12 лет - принадлежит национальным общественным организациям автомобилистов европейских стран. По решению координационного совета AIT в этом году принимающей стороной был выбран чешский автомобильный клуб UAMK.
В Праге собралось 26 команд, они представляли 26 автомобильных клубов, обществ и организаций, в числе которых знаменитые немецкий ADAC, французский FFCT, испанский Race, швейцарский TCS.
Команды, состоящие из двух мальчиков и двух девочек - учащихся 4-5-х классов, состязались в мастерстве управления велосипедом, технических навыках, творческих способностях, быстроте реакции, способности правильно и быстро ориентироваться в дорожных ситуациях.
Все девять этапов конкурса отличались нетрадиционными (если сравнивать с российским аналогом конкурса - «Безопасным колесом») организационными решениями.
Принципиальные отличия объясняются тем, что идея и цели конкурса, заложенные в Положении МТА, а значит, и весь процесс подготовки к нему детей, изначально ориентированы на воспитание способностей детей на рефлекторном и сознательном уровнях избегать попадания в конфликтные ситуации на дороге. Командный дух соревнований подчеркивался отсутствием традиционного для российских конкурсов личного зачета. В этом состоит, как нам кажется, определяющий воспитательный момент, культивирующий взаимоотношения будущих участников дорожного движения в духе доброжелательности, уважения и поддержки. Этапы оценки мастерства управления велосипедом, технических навыков, физиологических возможностей будущих водителей (оценка времени реакции на изменение дорожной ситуации) были построены в привлекательной для участников, ориентированной на коллективные действия, форме. Соревнования проходили динамично, одновременно на нескольких площадках, без отвлекающих пауз, длинных увертюр и утомительных подсчетов результатов. Принятая в конкурсах МТА система оценки выступления команд - вычет штрафных баллов из максимального стартового аванса каждого участника - абсолютно наглядна и беспристрастна. Призовой фонд - более чем скромный. Основные награды - кубки и медали.
Собственно конкурс занял один полный день. А весь следующий день был посвящен увлекательным экскурсиям по музеям и красивейшим местам одетой в осенний наряд Златы Праги. Это еще одна добрая традиция образовательных конкурсов МТА - знакомство школьников с историей и достопримечательностями городов европейского континента. Результаты команды Татарстана в составе Алии Сагитовой, Лилии Латыповой, Никиты Салихова и Ильдара Хуззятова, несмотря на то, что все ребята - лауреаты республиканских конкурсов ЮИД и знатоков ПДД, показали, что уровень нашей подготовки во многом не соответствует европейским стандартам.
Пришло время критически взглянуть на подготовку и проведение республиканских и Всероссийских конкурсов-фестивалей «Безопасное колесо». Перспективы дальнейшего развития движения ЮИД России нужно связывать сегодня с активной интеграцией в международное движение детской дорожной безопасности. Для этого необходимо изучить международные Положение, регламент и методические материалы конкурса и создать аналогичную программу, сохранив в ней лучшие собственные наработки. Пора, наконец, отказаться от архаичных принципов разучивания Правил дорожного движения и демонстрации их приложения в скучных типовых индивидуальных велосоревнованиях.
Хорошо бы взять на вооружение и традицию европейских конкурсов - ежегодно допускать к соревнованиям только новых участников.
И самое, пожалуй, главное, что подсказал нам пражский дебют, - пора нарушить организационную «монополию» школьных педагогов и сотрудников Госавтоинспекции в работе с будущими автомобилистами. Европейский опыт свидетельствует, что процессы воспитания и обучения юных водителей и пешеходов приобретают наиболее привлекательную и эффективную форму, когда в них активно участвуют главные движущие силы массового автомобилизма - автомобильные клубы, общества, организации, автосалоны и даже энтузиасты-автолюбители.
|