Есть в Саратовской губернии школа, куда мечтает попасть каждый мальчишка. Хотя бы ненадолго. Пусть даже на время, но почувствовать себя самостоятельным, взрослым человеком. Называется она ЮАШ - юношеская автомобильная школа. В этом году школа отмечает свой 35-летний юбилей.
Здесь в школе как-то занялись подсчетами. Выяснилось, что за это время через ЮАШ прошло более 30 тысяч мальчишек и девчонок. Более пяти тысяч учеников стали профессиональными водителями, получив водительские удостоверения.
Директор
Без малого тридцать лет работает в школе Григорий Геннадьевич Утин. Закончил Саратовский политехнический институт, работал в одном из автопредприятий заместителем начальника производства, потом преподавал в головном учебном комбинате Минавтотранса и однажды получил предложение перейти в автошколу. Этой школой он и руководит уже четверть века.
- Наверное, я человек увлекающийся, - говорит Григорий Геннадьевич. - Когда мне предложили попробовать поработать с детьми, я пришел, посмотрел на эти горящие любопытством и азартом глаза и сам загорелся. Остыть, охладеть к школе не дают мои ученики. С ними ведь не расслабишься. Ни на минуту. Они очень чутко реагируют на самую незначительную фальшь, игру. Наши (мои и преподавателей) отношения с воспитанниками строятся с позиции абсолютного равенства. Без сюсюканий, какого-либо заигрывания и списывания ошибок на юный возраст учеников или их неопытность.
Мечта всех мальчишек
В ЮАШ родители не гонят своих чад. Не принуждают после уроков мчаться в учебные классы школы или на автодром - откуда ребята не выгонишь. Попасть в автошколу многие мальчишки просто мечтают. Ее престиж школы, традиции - это первое, что узнают ребята еще до первого занятия.
Разочароваться в своей мечте здесь не дадут. Каждый мальчик и девочка неизбежно загораются желанием во что бы то ни стало попасть в число кандидатов в сборную команду области по автоспорту. Уже с этого момента у ребят начинается специальная программа подготовки. Теория - знание спортивного автомобиля - чередуется с практикой вождения под чутким руководством тренеров Павла Лапшова и Эдуарда Здоренко.
Кузница чемпионов
За время существования школы из ее стен вышло более полусотни спортсменов - автомобилистов, становившихся в свое время чемпионами как СССР, так и России.
О победах саратовцев в школе напоминают стенды с фотографиями чемпионов и награды - кубки. Под них в школе пришлось отвести целый класс. Шутка ли: сборная команда области - 15-кратные чемпионы Союза и России. В семи прошедших зимних чемпионатах России по юношескому автомногоборью саратовцы шесть раз поднимались на высшую ступень пьедестала почета. Когда на летнем чемпионате, проходившем в Ейске, завоевали бронзу, расценили такой итог своего выступления чуть ли не как поражение.
Лучшие из лучших кандидатов привлекаются в сборную команду автошколы. Тут уже начинается по-настоящему профессиональная подготовка спортсменов со всеми сопутствующими атрибутами: сборами, тренировками, классами мастерства и автопробегами. Образцами для подражания ребятам служат не только их тренеры, но и сотрудники ЮАШ, преподаватели. Заведующая учебной частью автошколы Татьяна Владимировна Митюрина в свои 14 лет трижды становилась чемпионкой СССР в личном зачете. Начиная с 1973 года, в течение трех лет не было в огромной стране никого, кто смог бы отобрать у нее первенство. Свой чемпионский титул Татьяна так никому и не уступила, но передала на два следующих года первое место своей подруге по команде Галине Ивановой. Теперь Галина Павловна работает в своей школе мастером обучения вождению. Командный дух состязаний прививают своим ученикам преподаватель Людмила Геннадьевна Манцурова и руководитель одного из пяти филиалов автошколы - Балтайского Алексей Вячеславович Петров. В свое время оба они также становились чемпионами как в командном, так и в личном зачете.
Пути к решению задачи
- Сегодня за рулем автомобиля все чаще можно встретить молодых людей в возрасте 18-25 лет, - рассуждает Григорий Геннадьевич. - И зачастую их опыт управления транспортным средством оставляет желать лучшего. Поэтому задача юношеской автошколы, конечно, не столько в подготовке водителей-спортсменов, сколько в воспитании грамотного участника дорожного движения. Как пешехода, так и водителя. Недаром ассоциацией ЮАШ, в которую входит более 30 регионов страны, разработана целая программа «От грамотного пешехода - до профессионального водителя». Три ее этапа, начиная с дошкольного возраста, создают необходимые условия для непрерывной профессиональной подготовки, в том числе и водительских кадров.
Как и в любой общеобразовательной школе, первые занятия в ЮАШ начинаются с азов. Правила дорожного движения здесь играют роль своего рода азбуки, без повторения которой будущему водителю никак не обойтись. Дети начинают изучать ПДД с семи лет. Начинают через игры, конкурсы, викторины и постепенно переходят к практическим занятиям по вождению мини-автомобилей на автодроме в специально оборудованном автограде. Как правило, к своим 14 годам дети уже не хуже, а то и лучше, разбираются в тонкостях правил.
Конечно, в этом заслуга не только школы, но и специалистов комитета и отделов образования, сотрудников ГИБДД, РОСТО, ВОА, с которыми у ЮАШ отработаны тесные связи. Главное, как считают педагоги, тренеры, не дать ребятам закиснуть, утратить интерес. А поэтому и тематика уроков, мастер-классов должна быть разноплановой, живой, увлекать и стимулировать к новым успехам, достижениям, победам.
Автопробег
Сегодня много говорится о патриотическом воспитании подрастающего поколения. В ЮАШ нашли свой подход, ключик для мальчишек. Ежегодно из Саратова стартует многодневный автопробег, приуроченный ко Дню Победы. Прошлогодний маршрут, например, проходил по нескольким регионам: Саратов - Москва - С.-Петербург. Ребята посетили десятки городов, знакомились с их историей, общались со сверстниками и ветеранами. Впечатлений обычно хватает на весь год. Намечен новый маршрут. Впервые автопробег пройдет по странам ближнего и дальнего зарубежья.
Ученики
Хотя юношеская автошкола имеет статус дополнительного образовательного учреждения, успехи здесь напрямую зависят и тесно связаны с успеваемостью в обычной школе. Другими словами, у ребят появляется постоянный стимул к учебе. Любимое дело их дисциплинирует, вырабатывает в молодом человеке определенные жизненные принципы и правила поведения. Ведь от этого зависит, на каком счету они окажутся в автошколе. Нет ничего удивительного, что многие из воспитанников ЮАШ, поступая в профессиональные училища, вузы, выбирают своей будущей профессией ту, которая так или иначе непосредственно связана с автотранспортом, дорожным строительством и т.д.
А что же думают о своей школе и своем будущем сегодняшние ученики? Вот что говорит один из них, Сергей Бабушкин:
- Когда-то мой отец работал в автошколе. Так что когда мне исполнилось лет десять, я уже точно знал, что рано или поздно попаду сюда учиться. В принципе я давно уже был готов и стремился к этому. Мечта сбылась только года два назад. Конечно, я уже имел навыки вождения. Но то, чему меня научили преподаватели и тренеры в ЮАШ, самостоятельно я бы никогда не постиг.
В 2004 году Сергей успел отличиться дважды. Его друзья и преподаватели говорят, что именно его выступление на зимнем чемпионате России позволило сборной команде области занять первое место. А осенью губернатор области лично вручил десятикласснику Почетный знак «Надежда губернии».
- Главное, что он не подвержен звездной болезни, - вступает в разговор его тренер Павел Лапшов. - Впрочем, у всех своих учеников мы стараемся выработать иммунитет к этому недугу. Нет ничего опаснее чувства самоуверенности и вседозволенности. Особенно на дороге. Первый, кто от этого страдает - сам водитель. И это ребята понимают.
Ивану Пороху было двенадцать, когда, по его словам, знакомый отца увидел, как паренек лихо заезжает на машине в гараж. Он и подсказал, что надо бы отдать парня в автошколу. Так Иван здесь и оказался. Прошел все ступеньки от начинающего до кандидата в сборную. В прошлом году состоялся его дебют в команде. Из сотни участников заездов занял 14-е место.
- Если бы не предстартовый мандраж, - горячится Порох, - я бы показал...
- Техники пока маловато, - характеризует Ивана тренер, - да и опыта надо поднабраться. А так парень талантливый. Они у нас все способные. Главное, что трудолюбивые и настойчивые.
Ну, а новый чемпион Андрей Родин, как и подобает статусу, сдержан и немногословен:
- Впервые за руль меня дед посадил. Он на КамАЗе работал. Я помню, на коленках у него «рулил». Конечно, как только тринадцать исполнилось, я сразу побежал в автошколу. Побеждать, конечно, приятно. Но и на тренировках тоже здорово...
|