Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Взгляд на проблему » Будет ли ребёнок профессиональным пешеходом или он так и останется недоученным любителем?
Будет ли ребёнок профессиональным пешеходом или он так и останется недоученным любителем?

Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге – вопрос сложный. Кто и где должен обучать их? Учителя в школе или родители дома? Стоил ли вводить уроки по этим правилам в школьную программу или оставить ознакомление с ними на тематические классные часы? Должны ли родители нести ответственность за поведение детей на дорогах? Будет ли дорожный знак «Дети» служить для водителей сигналом для обязательного ограничения скорости? Эти вопросы поднимает в своем материале подполковник милиции Владимир Муратов. Он профессионально подходит к проблеме, потому что много лет отдал работе по безопасности дорожного движения.

К сожалению, ответ на этот вопрос в большинстве случаев будет неутешительным: в России нет единой системы обучения пешеходов, программы по изучению Правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности носят рекомендательный характер - уроки по БДД не входят в обязательную поурочную сетку часов. Кроме того, в Правилах дорожного движения РФ отсутствуют положения, которые бы четко определяли роль и ответственность родителей за безопасное поведение детей-пешеходов на дорогах

Накапливать знания о поведении на дорогах, постигать Правила дорожного движения и обязанности пешеходов мы начинаем в детстве - дома с родителями, в старшей группе детского сада, в начальных классах школы. Учитывая существующий подход к обучению детей правилам безопасного поведения на дороге, однозначного ответа на поставленный вопрос дать невозможно. Прежде всего потому, что нет у нас системы обучения пешеходов, а потому профессионалов мы не готовим. Профессионал означает человека, прошедшего определенную подготовку и получившего соответствующий документ, подтверждающий это. Например, водитель автомобиля - он учится, затем сдает экзамен и получает водительское удостоверение. В отношении пешеходов такая схема не действует.

Сложно добиться в школах стопроцентного получения знаний детьми по правилам безопасного поведения на улице в условиях, когда действующие программы по изучению Правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности носят рекомендательный характер: уроки по данным программам не входят в обязательную поурочную сетку часов. Раз нет обязательного урока - значит, нет и обязательного спроса с ученика в виде зачета или оценки за знания, как это предусмотрено по другим предметам (математика, русский язык и т.д.). Возникает закономерная ситуация: если школьник не получил твердых знаний и навыков - нет никакой гарантии, что рано или поздно он не совершит на улице ошибку, которая приведет к печальным последствиям.

Говоря о безопасности наших детей на проезжей части улиц, хочу заострить внимание на ответственности за это родителей, а если хорошенько вдуматься - законодателей.

К сожалению, в Правилах дорожного движения Российской Федерации отсутствуют положения, которые бы четко определяли роль и ответственность родителей за безопасное поведение детей-пешеходов на дорогах. Того, что мы имеем в п. 4.2 раздела «Обязанности пешеходов» в ПДД, явно недостаточно. В нем регламентируется порядок движения групп детей: «Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых». Возникает резонный вопрос: почему нельзя распространить на взрослых требование сопровождать одного, каждого ребенка на улице, учитывая, что одной из причин невыполнения детьми Правил дорожного движения является отсутствие контроля со стороны взрослых (пап, мам, бабушек, дедушек). Такая установка в Правилах намного повысит ответственность взрослых за своих детей и позволит более эффективно вести профилактическую работу с родителями и в образовательных учреждениях. Наши соседи из Беларуси давно уже прописали в своих ПДД это требование.

Хорошо бы ввести в Правила дорожного движения отдельный раздел о порядке движения родителей с детьми, а также о взаимоотношениях водителей и детей-пешеходов на школьных переходах. Переходы должны быть обозначены, по примеру действующих в США, дорожными знаками «Школа» и «Школьный переход». Они в первую очередь ограничивают скорость движения транспорта в зоне школы и предоставляют стопроцентное преимущество для пешеходов. К сожалению, наш дорожный знак «Дети» является только предупреждающим и не предусматривает обязательные ограничения для водителей. Да еще и вводит в заблуждение самих детей: они воспринимают этот знак как разрешающий.

В нашей области в сельских районах действует губернаторская программа «Школьный автобус», поэтому дети из деревень добираются в школу централизованно. Такая программа действует и в других регионах страны, она помогла существенно повысить безопасность на дорогах. В связи с этим настало время в Правилах дорожного движения конкретизировать понятие «Школьный автобус».

Есть пожелания и к Федеральному агентству образования России. Наш многолетний опыт работы по пропаганде безопасности дорожного движения в школах подсказывает, что в образовательных учреждениях необходимо ввести обязательное изучение безопасных маршрутов движения из дома в школу, на стадион, в магазин с принятием практического зачета у детей при движении по этому маршруту.

Хотелось бы обратить внимание на практику Германии, где школьники в 11 лет проходят недельную подготовку по безопасному вождению велосипеда, после чего сдают теоретический и практический экзамены в автогородке и получают карточку на право вождения велосипеда. Проводится эта подготовка детей-велосипедистов Министерством образования совместно с Министерством внутренних дел.

Если мы хотим, чтобы наши дети были защищены от дорожных травм - Правила дорожного движения должны быть более рациональными и эффективными, а система обучения ребят безопасному поведению на дороге - обязательной.
 

< Пред.   След. >
Сегодня 26 апреля 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07