Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь. В возрасте трех-четырех лет у детей с родителями налаживается устойчивая обратная связь. Ребенок начинает не просто впитывать огромный поток информации, но уже и проявлять адекватную реакцию, соотносить свои действия и поступки с общепринятыми в семье, в группе детского сада и т.д.
В это время закладываются основы социальной адаптации, ребенок усваивает то, что почти до совершеннолетия будет определять его интересы, привычки, жизненную позицию. Уникальность этого возраста в том, что малыши - величайшие консерваторы. Всякое преподносимое им знание или оценку действий они усваивают как неоспоримый абсолют.
К сожалению, взрослые часто торопятся заполнить сознание наследника своими приоритетами. Конечно позитивными, современными, но почему-то крайне далекими от житейской прозы. Наш ребенок обязательно должен в совершенстве знать английский, математику, прочесть в пять лет «Войну и мир», сыграть на ближайшем дне рождения моцартовский «Реквием», создать свой сайт в Интернете, разбить ребром ладони стопку кирпичей и выиграть сет у тренера по теннису. Популяризация бытовых поведенческих навыков тоже имеет место, но оказывается краткой, убогой и далеко не современной: со спичками не играть, ножницы в розетку не совать, в носу не ковырять, улицу на красный свет не переходить.
Как же мало этого опыта оказывается в последующем! Вряд ли возможно даже в рамках одного Татарстана подсчитать, сколько потенциальных Ойстрахов, Эйнштейнов, Гейтсов и Шварценеггеров не доживают до расцвета своих талантов только потому, что не могут в критических жизненных ситуациях найти подсказку, необходимый опыт, и совершают нелепые, трагические ошибки.
Ежегодно на дорогах и улицах городов республики совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают ранения и травмы. А сколько их по всей России! Ежегодно! Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения на государственном уровне, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Активное внедрение комплексного подхода к профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков в Республике Татарстан началось в середине 90-х годов по инициативе и при непосредственном участии Госавтоинспекции. Схематично он заключается в том, что начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях, а закреплять в школе - на практическом уровне. Единство интересов ГИБДД, Министерства образования, родителей и самих детей при этом очевидно, нужно лишь правильно распределить акценты.
В середине 90-х руководство ГИБДД и Фонд безопасности дорожного движения Татарстана инициировали развитие картингового движения. Буквально за несколько лет в городах и районных центрах были созданы карт-клубы, объединяющие в своих рядах более трех тысяч детей и подростков. Практика работы картинговых клубов сегодня распространяется на школы республики, как лучшая альтернатива архаичному курсу трудового обучения. Вопросы оснащения техникой и методическими пособиями помогает решать все тот же Фонд безопасности дорожного движения УГИБДД МВД РТ, а преподавателями становятся профессиональные спортсмены и механики, вчерашние картингисты.
Следующий этап начался в 1997 году, когда в республике открылись первые школьные автоклассы, оснащенные компьютерами и необходимыми техническими средствами.
В начале 2002 года в Казани была создана первая детско-юношеская автошкола с полным циклом теоретической и практической подготовки будущих водителей. В формировании ее материально-технической базы приняли участие управление ГИБДД, Министерство внутренних дел, Министерство образования республики, администрация района и казанское отделение Всероссийского общества автомобилистов. В ближайшей перспективе - расширение сети автошкол и создание на их основе межшкольных центров. По существу - это будут прежние УПК, но в новом, современном качестве. Основная мотивация для целенаправленного изучения ПДД и практической безопасности дорожного движения здесь - занятия увлекательным техническим видом спорта - картингом и подготовка, достаточная для получения, при достижении 18-летия, водительских удостоверений. По убеждению начальника УГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова, - без внедрения этого сугубо практического, диктуемого самой жизнью подхода, 60-часовой школьный теоретический курс безопасности дорожного движения ожидаемых результатов дать не сможет.
Качественно новый этап начался в Татарстане и в обучении основам дорожной безопасности детей дошкольного возраста. При непосредственной поддержке Фонда безопасности дорожного движения в республике действует программа подготовки педагогов начальных классов и ДОУ по преподаванию ПДД и основ безопасности поведения на дорогах. Внедрены в практику методические стандарты и пособия, разработанные специалистами республиканского Центра безопасности жизнедеятельности детей. В конце прошлого - начале нынешнего года в двух дошкольных образовательных учреждениях столицы республики развернуты настоящие учебные комплексы. В распоряжении педагогов здесь есть все необходимое для ежедневных увлекательных занятий в игровой и в то же время - в максимально содержательной форме. Если стенды с дорожными знаками - то «взрослые», настоящие - с подсветкой. Если сами дорожные знаки - то тоже настоящие, расставленные на ковре, оформленном улицами, домами, перекрестками. С особым восторгом детишки занимаются на стендах и натурных макетах, воспроизводящих расположение домов, улиц, дорожных знаков и разметки в привычном им микрорайоне. Уверенно показывают, как быстрее и безопаснее пройти от дома или остановки общественного транспорта к родному детскому садику. Плюс к этому, занятия с индивидуальными картами-схемами типичных дорожных ситуаций - на них каждый малыш может почувствовать себя и водителем и пешеходом и даже строгим инспектором. А еще есть театральная гостиная, где режиссер-воспитатель и маленькие актеры ставят настоящие спектакли о машинах, дорогах и пешеходах. И это далеко не все. В Татарстане нашли решение извечной педагогической проблемы: чем заинтересовать, как донести, как сделать это живо, без рутины. Возможно, именно тогда в Казани было сделано важное и очень перспективное открытие - правилам безопасности нужно не учить, с ними нужно воспитывать. Это можно и нужно, не считаясь с затратами, сделать привилегией детских дошкольных учреждений. Заместитель министра образования РТ Людмила Нугуманова на встрече в ДОУ № 399 не удержалась от восторженных слов: «Такое возможно только в детском саду. В школе нет такого простора для творчества учителей, нет ресурсов времени для изучения основ безопасности движения, нет такой живости восприятия».
|