Äîáðàÿ Äîðîãà Äåòñòâà
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Методичка ДДД » Открытый классный час
Открытый классный час

Классному руководителю

Тема: Сигналы светофора с дополнительными секциями, сигналы регулировщика.

Цель: Ознакомить ребят с сигналами дополнительных секций светофора, сигналами регулировщика, повторить основные Правила дорожного движения.

План:

1. Организационный момент.

2. Стихотворение о светофоре.

3. Новый материал.

4. Стихотворение о пешеходном светофоре.

5. Сигналы регулировщика (фрагмент видеоспектакля «Проделки Шапокляк»).

6. Фрагмент фильма «Дорога в школу».

7. Итог урока.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему занятия.

 

2. Стихотворение о светофоре

Выходят три ученика, они изображают цвета светофора и каждый держит в руках круг своего цвета.

Дети читают стихотворения.

 

1-й ученик:

Шум, движенье, гул моторов.

Сразу можно растеряться,

Коль в сигналах светофора

Не умеешь разбираться.

Светофор - учитель строгий.

Пешеходу он твердит:

«Стоп! Внимание!

Прочь с дороги!

Переход пока закрыт!

Путь опасен! Пережди!»

 

2-й ученик:

А теперь у светофора

Загорелся желтый глаз.

Это значит - очень скоро

Светофор пропустит нас.

Свет зеленый светофора,

Но не движется народ.

Знай: пойдут машины скоро

Здесь на левый поворот.

Светит стрелка небольшая,

Переход не разрешая.

 

3-й ученик:

Светофор-распределитель

Объявляет: «Стой, водитель!

Ставь машину в нужный ряд.

Пешеходы, проходите,

А машины постоят».

Остановлено движенье!

Пешеходам - уваженье!

Свет зеленый, но, пожалуй,

Рано в путь пускаться нам.

Не мешало бы сначала

Поглядеть по сторонам.

Транспорт здесь имеет право

Поворачивать направо.

Надо очень осторожно

Улицу переходить.

А не то, пожалуй, можно

Под колеса угодить.

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья.

 

3. Новый материал

Учитель:

- Ребята! С каждым годом на улицах городов появляется все больше машин. Чтобы машины могли свободно двигаться и пешеходам было безопасно, на улицах и дорогах установлены светофоры. Что означает слово «светофор»? Почему его так назвали?

Об этом рассказывает ученик.

Ученик:

- Слово это состоит из двух частей: «свет» и «фор». Первая часть всем понятна. Вторая часть произошла от греческого слова «фарос», что означает «несущий» или «носитель», то есть «светофор» означает «несущий свет». Светофор имеет три разных сигнала: красный, желтый, зеленый.

Учитель:

- Как вы думаете, почему для светофора были выбраны именно эти три цвета?

Ребята отвечают. Выслушав все ответы, учитель подводит итог:

- Красный цвет хорошо виден в темноте, тумане. Красный цвет- сигнал опасности, сигнал тревоги. Он самый заметный, виден издалека, его трудно спутать с другим. Поэтому он выбран для самого строгого сигнала, запрещающего движение.

- Желтый цвет также хорошо заметен в любую погоду. В тумане его можно принять за красный. Но все равно он будет предупреждать водителя.

- Зеленый цвет нельзя спутать с красным или желтым.

Учитель:

- Послушаем рассказ об истории возникновения светофоров.

Ученик:

- Светофору уже более 100 лет. Первые светофоры-фонари работали на светильном газе, затем появились уличные светофоры в виде невысокого столба с вращающейся стрелкой, а еще позже - и электрические светофоры с цветными стеклами - секторами. Сейчас светофорами управляют сложные вычислительные устройства.

Учитель:

- Светофор представляет собой прибор, который световыми сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определенном направлении. Светофоры служат для регулирования дорожного движения, их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и других местах оживленного движения.

Слушаясь сигналов светофоров, пешеходы переходят улицы и перекрестки, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Сигналы светофоров помогают водителям избегать столкновений и других несчастных случаев.

Светофоры бывают разные. Наиболее распространены трехсекционные, или транспортные, светофоры. Секции их могут быть расположены вертикально и горизонтально. У этих светофоров три световых сигнала - красный, желтый, зеленый.

Вы уже знакомы со значением каждого сигнала светофора.

Вопросы детям:

а) Что обозначает зеленый сигнал светофора и где он расположен?

Ответ: зеленый сигнал светофора располагается у вертикальных светофоров в их нижней части, у горизонтальных с правой стороны. При зеленом сигнале светофора разрешается движение через перекресток транспорту во всех направлениях, если нет дополнительной секции со стрелкой. А пешеходам разрешается переходить улицу, если нет специальных пешеходных светофоров.

б) Что означает желтый сигнал светофора?

Ответ: желтый сигнал светофора обозначает, что скоро будет смена сигнала - с запрещающего на разрешающий или наоборот. При желтом сигнале транспорту запрещается выезжать на перекресток, а пешеходам переходить улицу. Транспорт, который подходит к перекрестку, должен остановиться, стоящий у перекрестка - приготовиться к движению, а транспорт, застигнутый таким сигналом на перекрестке, должен продолжить движение и освободить перекресток.

в) Для чего устанавливается мигающий сигнал светофора и что он означает?

Ответ: зеленый мигающий сигнал светофора означает, что время действия зеленого сигнала истекает, и скоро будет включен запрещающий сигнал. Постоянно мигающий желтый сигнал означает, что перекресток нерегулируемый.

Учитель:

- Красный сигнал светофора запрещает любое движение транспортных средств и пешеходов. Если запрещающий сигнал застал вас на середине проезжей части, то следует остановиться на линии, разделяющей противоположные транспортные потоки, и там дождаться следующего зеленого сигнала. Если вы преодолели большую часть проезжей части, то вам разрешается закончить переход, соблюдая повышенную осторожность. В случае, если пешеход только начал переходить улицу, он должен вернуться на тротуар.

В последние годы потоки транспортных средств на улицах и дорогах сильно возросли, на перекрестках стало скапливаться большое количество автомобилей, и на перекрестках с интенсивным движением стали устанавливать трехсекционные светофоры с дополнительными секциями - стрелками.

Дополнительные секции располагают сбоку основной вертикальной секции светофора слева или справа, а иногда и с двух сторон. В дополнительной секции, расположенной слева, загорается зеленая стрелка, обращенная в левую сторону, а в секции справа стрелка обращена направо.

Зеленые стрелки показывают водителям, куда разрешено движение. Они могут загораться одновременно с зеленым и красным сигналами основной секции светофора.

Далее учитель вместе с учениками рассматривают движение автомобиля в различных ситуациях по рисункам.

Если у светофора секция расположена слева, то все транспортные средства могут выезжать на перекресток для поворота налево лишь тогда, когда загорится зеленая стрелка в этой секции.

При наличии светофора с дополнительными секциями пешеходам разрешается переходить улицу лишь в том случае, когда загорается зеленый сигнал в основной секции.

Зеленая стрелка в правой секции разрешает автомобилям поворот направо. Если правая зеленая стрелка горит в сочетании с красным или желтым сигналом основной секции, то водитель транспортного средства поворачивает направо не сразу, он должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся в поперечном направлении, на основной зеленый сигнал своего светофора.

Пешеходам переходить улицу можно только при зеленом сигнале основной секции светофора, потому что при включении правой секции со стрелкой в ее направлении начнут поворачивать транспортные средства, и пешеход, нарушающий правила перехода, может попасть под колеса.

Дополнительные секции, расположенные по обе стороны светофора, также могут включаться в сочетании как с красным сигналом, так и с зеленым в основной секции. Переходить улицу в этом случае можно только на зеленый сигнал основного светофора.

Когда стрелка горит одновременно с основной зеленой секцией, то пешеходам при переходе улицы следует быть особенно внимательными, так как в любой момент на их пути может возникнуть поворачивающий автомобиль! В то же время водитель обязан пропустить пешехода, переходящего проезжую часть.

Иногда на перекрестках можно встретить четырех- или пятисекционные горизонтальные светофоры. Зеленые стрелки по краям их направлены как налево, так и направо. В этом случае переходить улицу разрешается только на основной зеленый сигнал светофора.

Для пешеходов существуют специальные двухсекционные светофоры.

 

4. Стихотворение о пешеходном светофоре

Ученики с эмблемами красного и зеленого человечков читают стихотворение.

 

Красный человечек:

Охраняют пост два брата:

Каждый - бравый часовой.

Вы запомните, ребята,

Кто из них вам скажет: «Стой!»

Братец красный очень строгий,

Он спешит предупредить:

«Стойте, дети, здесь опасно

Вам сейчас переходить!»

 

Зеленый человечек:

Вслед зеленый братец, мило

Улыбаясь, говорит:

«Ваше время наступило,

Проходите, путь открыт!»

 

Красный и зеленый - вместе:

Днем и ночью оба брата

Службу верную несут.

Вы их слушайтесь, ребята,

И они не подведут.

 

Учитель:

- Не заметить, не понять сигналы пешеходного светофора просто невозможно. Как это «не заметил», как это «не понял», если он так и кричит каждому: «Мы для пешеходов! Слушайтесь нас! Светится красный человечек - стой неподвижно, как он. Светится зеленый, идущий человечек - и вы переходите дорогу!».

На крупных магистралях светофоры переключаются автоматически, последовательно на каждом перекрестке, и если водитель выберет установленную скорость, то он сможет проехать все перекрестки без остановок. Так действует «зеленая волна».

Сейчас в крупных городах применяются светофоры с автоматическим переключением. Они настроены таким образом, что для движения транспорта по основной магистрали отводится большее количество времени, чем для движения по второстепенной. Таким же образом настраивают и пешеходные светофоры. Для движения транспортных средств отводится больше времени, чем для движения пешеходов.

 

5. Сигналы регулировщика

Учитель демонстрирует фрагмент видеоспектакля «Проделки Шапокляк.

 

Учитель:

- Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом. Регулировщик «разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает жезлом - то поднимет его, то опустит. Давайте разберемся, что означают жесты «хозяина дороги».

Для нас, пешеходов, сигналов немного.

Если регулировщик стоит к нам грудью или спиной - это то же самое, что красный сигнал светофора. Поднял регулировщик жезл вверх - можно считать, что на светофоре зажегся желтый свет. Движение транспорта во всех направлениях запрещено.

 

Если регулировщик повернулся к тебе боком, руки опустил вниз или развел в стороны, то можно переходить дорогу. Это как зеленый сигнал светофора.

Если при работающем светофоре на перекресток выйдет регулировщик, то все участники движения - водители транспортных средств и пешеходы должны подчиняться только жестам регулировщика, независимо от сигналов светофора. Поэтому жесты регулировщика надо хорошо знать и помнить.

Для того чтобы в темное время суток жесты регулировщика были видны, используют специальный жезл с подсветкой внутри или световозвращающее покрытие.

 

6. Фрагмент фильма «Дорога в школу»

В заключение нашего занятия мы посмотрим фрагмент видеофильма «Дорога в школу» об основных навыках безопасного поведения на улице.

 

7. Итог урока

Учитель подводит итог занятия, кратко излагая основные положения урока.

 

Литература

1. Правила дорожного движения Российской Федерации (с комментариями и рисунками). Санкт-Петербург, 1996.

2. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма УГИБДД УВД Ярославской области. Ярославль, 1999.

3. Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения. Учебное пособие. М, 1981.

4. Внеклассные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. УГАИ Пермской области, 1995.

 

< Пред.   След. >
Ñåãîäíÿ 28 июня 2017 ãîäà
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 ãàçåòà «Äîáðàÿ Äîðîãà Äåòñòâà»
ã. Ìîñêâà, Ñòðàñòíîé áóëüâàð, 6, ñòð. 2, îôèñ 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Òåëåôîí/ôàêñ: (095) 209-51-26, 209-41-07

Ïðîñïåêò
ñàéò ðàçðàáîòàí êîìïàíèåé
Ïðîñïåêò èíòåðàêòèâ ìåäèà